Что такое стратосфера (ч. 1)

admin
15 0
Read Time:2 Minute, 55 Second

(Об истории открытия, о ее изучении)
Изучение атмосферы началось много веков назад. В Древнем Египте и Индии еще в IV веке. До н.э.  уже были приборы для измерения количества дождя. Первая в мире книга под названием «Метеорология» была написана знаменитым греческим ученым Аристотелем в III в. до нашей эры. За 100 лет до нашей эры в Афинах была построена восьмиугольная «башня ветров». Ее восемь граней соответствовали восьми точкам ветра. В V веке. Армянский историк Мовсес Хоренаци написал научный трактат о климатах Египта и Армении, не утративший своего значения до наших дней. Барометр и термометр были изобретены более трех веков назад.

Путь к освоению воздушного океана был непростым. Многие смельчаки отдали свои жизни за несколько мгновений свободного полета: их погубили несовершенство авиации и жестокие законы церкви, не позволявшие даже попыткам человека проникнуть в познание природы. Однако, несмотря на все преследования,
Авиационная техника продолжала совершенствоваться.

Уже в конце XVIII в. во Франции братьями Монгольфье был создан первый аэростат. Перелет через Ла-Манш, осуществленный ими в 1785 г., дал волю различным фантазиям по использованию аэростатов как средства передвижения. Тем не менее увлечение летающими шарами способствовало их усовершенствованию и применению в научных целях. Первые бумажные аэростаты, наполненные дымом от горящего влажного сена, уступили место кожаным, наполненным легкими газами — водородом или гелием.

Полет аэростата с научной целью был организован впервые в России 30 июня 1804 г. Петербургской академией наук. В полете принимали участие русский академик Я. Д. Захаров и аэронавт бельгиец Робертсон. Они поднялись до высоты 2480 м.

Специальные подъемы аэростатов с научной целью были организованы в России академиком М. А. Рыкачевым в 1868 и 1873 гг. и несколько позднее М. М. Поморцевым.
Во второй половине XIX в. серии научных полетов проводятся также в Англии, Франции и Германии.

Летая в научных целях, исследователи стремились достигать все больших и больших высот. Но восхождения на большие высоты были связаны с опасностью для жизни воздухоплавателей. Так, французские воздухоплаватели Сивель и Кроче-Спинели погибли из-за неисправности кислородных устройств.
а англичане Глэшер и Конс чуть не умерли от удушья на высоте 8840 м. хорошо.

Все это заставило ученых, параллельно с развитием воздухоплавания, искать новые методы исследования атмосферы, без риска для человеческой жизни и более дешевые.
Возникла идея привязных аэростатов и воздушных змеев, которые поднимались вверх без людей, но с приборами, и при помощи троса спускались на землю.

Воздушные змеи имели очень широкое применение в аэрологии и внесли ценный вклад в науку об атмосфере, дав богатые сведения о ней до высот 4—5 км. Однако этот метод имел ряд недостатков, среди них следует отметить серьезные аварии при обрыве троса воздушного змея и все большее ограничение возможностей запуска воздушных змеев вследствие развития электрификации и воздушных путей сообщения.

Большим шагом вперед в развитии средств исследования верхних слоев атмосферы было создание в конце XIX в. шара-зонда. Шар-зонд состоял из оболочки, наполненной легким газом (водородом), к которой на недлинном тросе прикреплялся прибор-метеорограф. Метеорограф включал в себя несколько приборов, измеряющих температуру (термограф), давление (барограф), влажность, иногда и скорость ветра. По конструкции различные метеорографы немного отличались друг от друга, но присутствие термографа и барографа было обязательным.

Основная часть термографа представляла собой равномерно вращающийся барабан с часовым механизмом и приемник, состоящий из термопары (пластина, сваренная из двух металлов с разной теплопроводностью). Подобно часовому маятнику, этот приемник был соединен с пером и регистрировал все изменения температуры при его движении вверх и вниз по барабану.
В результате на бумаге, укрепленной на вращающемся барабане и разграфленной в горизонтальном направлении по времени, а в вертикальном — по градусам, получалась кривая линия, соответствующая изменению температуры по мере подъема шара-зонда.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Next Post

Годовые данные

12 декабря 2009 г. Средние значения и амплитуду изменения каждой метеорологической величины вычисляют за каждый год и сопоставляют, чтобы выяснить, как они изменяются в те или иные периоды или отклоняются […]
климат земли