Полеты в стратосфере (ч. 1)

admin
20 0
Read Time:2 Minute, 7 Second

С первых шагов в развитии авиации шла упорная борьба за высоту и скорость полета. Перспектива полета на высокой скорости, недостижимой в плотных слоях атмосферы, привела конструкторов и пилотов к необходимости освоить стратосферу.

Низкая плотность воздуха в стратосфере, отсутствие облачности и связанных с этим опасных погодных явлений, таких как молния, гроза, град, обещали большую безопасность полета, чем в тропосфере. И еще один фактор — отсутствие воздушного движения — нетронутый воздух (воздушная целина) — привлекает авиаторов.

Низкая плотность воздуха в стратосфере позволяет развивать высокую скорость. Так что авиалайнеры, предназначенные для полетов в стратосфере, будут развивать там скорости, превышающие скорость звука.

Чтобы иметь какое-либо представление об особенностях полета сверхзвуковых самолетов, обратимся к следующей схеме.
полеты в стратосфере
Выше показан типичный профиль полета на скорости, в три раза превышающей скорость звука 1 (М = 3).
Полет состоит из трех фаз: 1) набор высоты до 11 — 12 км на дозвуковой скорости (М<1), переход от полета с дозвуковой скоростью к полету со сверхзвуковой скоростью (от М < 1 к М>1) на отрезке без значительного изменения высоты и дальнейший подъем до высоты 20—22 км, где достигается скорость, соответствующая М = 3. Эта фаза будет занимать около 15 мин на отрезке пути около 530 км; 2) крейсерская часть полета с небольшим подъемом при М = 3 примерно в течение 1 ч 15 мин; 3) быстрый спуск до высоты 13 км (19 мин); «площадка», на которой осуществляется переход от сверхзвуковой к дозвуковой скорости (от М = 2 до М = 0,9), и дальнейшее снижение в течение 10 мин с уменьшением скорости до посадочной.
В связи с растущей насыщенностью воздушного пространства, большой загруженностью аэропортов и влиянием погоды на сверхзвуковые самолеты возникает ряд сложных проблем, касающихся безопасности и экономики полетов, а также метеорологического обеспечения сверхзвукового транспорта. Все эти проблемы взаимосвязаны и очень важны. Здесь мы остановимся лишь на различных аспектах проблемы метеорологических условий полета в стратосфере.
Даже при самых надежных и блестящих технических характеристиках самолета важную роль в безопасности полета играет своевременное обеспечение метеорологической информацией.
Так в зоне набора высоты до крейсерского уровня полета сверхзвукового самолета на расстоянии 300— 700 км от аэропорта взлета и в зоне снижения на таком же расстоянии от аэропорта посадки будут необходимы информация и прогнозы о вертикальном распределении температуры и ветра от земной поверхности до 20 км и о таких метеорологических явлениях в тропосфере, как кучево-дождевые облака, сильные ливневые осадки, особенно град, грозы, турбулентность. Положение уровня минимальной температуры, струйных течений вблизи тропопаузы имеет важное значение для определения уровня перехода от дозвуковой к сверхзвуковой скорости полета в зоне набора высоты и обратного перехода, от сверхзвуковой к дозвуковой скорости в зоне снижения.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Next Post

Что такое стратосфера (ч. 1)

(Об истории открытия, о ее изучении) Изучение атмосферы началось много веков назад. В Древнем Египте и Индии еще в IV веке. До н.э.  уже были приборы для измерения количества дождя. […]